Добавить в избранное   Сделать стартовой страницей
Сова — логотип команды «АГА»
Вернуться к разделу «Статьи»

О некорректном поведении во время игр «Что? Где? Когда?»

Дмитрий Орлов

Искренне надеюсь, что эта статья поможет улучшить психологический климат на турнирах знатоков.

 

Для того, чтобы команда «Что?  Где?  Когда?» показала хорошие результаты, требуется мобилизация интеллектуальных ресурсов всех членов команды. И конечно же, есть факторы, которые отрицательно влияют на эту мобилизацию. Внутренние факторы (физическое недомогание, стресс, усталость) и внешние. Внешние факторы можно разделить на те, что зависят от материальной части (освещённость, удобство места для команды, температура помещения, свежесть воздуха и др.), и те, что зависят от людей, не входящих в состав команды и находящихся в процессе игры. Собственно, об этих людях и их поведении и пойдёт далее речь.

Кто эти люди, вполне понятно: это организаторы и соперники. Зрители — это явление редкое в спортивном ЧГК, так что они не в счёт.

 

Ведущий. Это человек, который читает вопросы и делает организационные объявления для игроков.

Насколько мне известно, нет каких-либо документов, достаточно подробно описывающих поведение ведущего. Я уверен, что его поведение оказывает значительное влияние на команды.

Раз мы говорим о некорректном поведении, то ограничимся таким, которое может оказать отрицательное влияние на игру команд. Перечислим варианты такого поведения.

1. Оскорбительные, осуждающие, а также иронические замечания в адрес игроков. Данное поведение может вызвать стрессовую реакцию у игроков, что может сказаться на качестве их игры.

2. Оскорбительные, осуждающие, а также иронические замечания в адрес третьих лиц. Стрессовая реакция у игроков может возникнуть в результате чувства общности с этими третьими лицами. Результат, опять же, может сказаться на игре команды.

3. Использование эмоциональных компонентов в выступлении. Это и содержание лирических отступлений, и мимика, и, конечно же, интонации, используемые ведущим. Этот фактор будет оказывать некоторое влияние в случае, если подобное поведение ведущего создаст отрицательно окрашенный психологический резонанс. Полагаю, здесь уместен пример: Ведущий говорит: «Да, это гроб. Хотя, учитывая мой 10-летний стаж игры, могу сказать, что такие вопросы нужно брать с помощью...». В данном примере позиция родителя, который поучает своего ребёнка, может вызвать негодование у игроков.

Добавлю, что даже сама личность ведущего может быть стрессогеном для некоторых игроков, если есть эмоциональная предыстория взаимоотношений. Наверное, многие знают, что есть случаи отказа от участия в турнире по причине того, что не нравится ведущий.

Рекомендации:

Вышеописанные факторы затруднительно регламентировать, и ещё труднее указать человеку на нарушение этих правил по причине того, что данное поведение, как правило, не осознаётся.

Если ведущий, дабы ненароком не вызвать стресс у игроков, попробует воздержаться от каких-либо эмоциональных проявлений, то если ему это и удастся, такое ведение игры не будет для игроков интересным. Хотя игроки и получат удовольствие от процесса игры, в лучшем случае личность ведущего просто не запомнится, как нечто бесцветное. Мало кто из ведущих на это согласится! Что же делать? Шутить и высказываться осторожнее? Этот вопрос для меня лично остается открытым.

Но рекомендации к ведущим турнира всё-таки есть. Предлагаю им хотя бы отказаться от использования своего положения для сведения личных счетов. Надеюсь, такую рекомендацию можно выполнить.

 

Ласточки. Здесь я хотел бы говорить о стандарте крупных турниров, где ласточки — это молодые девушки, а не о турнирах, где действует принцип «сам себе ласточка».

Итак, о ласточках. Иногда эти девушки вообще впервые в таком месте, как игра ЧГК. Иногда это игроки действующих команд, не играющих в турнире.

В любом из этих случаев самый распространенный мотив, с которым связано некорректное поведение, — это «они меня не замечают, я для них пустое место!».

На одном из крупных турниров ласточками были юные леди, манекенщицы, действительно красивые девушки. Они настолько привыкли к мужскому вниманию, что были просто шокированы его отсутствием, что вполне понятно — ЧГКшники пришли играть, а не глазеть на девушек. Через полчаса шок и недоумение сменились злостью, которая выражалась в том, что девушки не брали бланки с ответами, то у одной, то у другой команды. Знатоки достойно выходили из этого положения, самостоятельно доставляя бланки в жюри.

На следующий день соревнований, когда модели предвкушали показ мод по окончании соревнований, их поведение стало гораздо более корректным. Отмечу, что в данном примере я подразумеваю поведение только некоторых ласточек-моделей, а не всех.

Отмечу, что подобное поведение тоже может не осознаваться человеком, который эти действия совершает.

Вывод такой: независимо от того, играет ласточка в ЧГК или нет, хорошая ласточка — доброжелательная ласточка.

 

Соперники. Здесь подразумеваются другие команды, присутствующие в зале и принимающие участие в игре.

Это самая важная часть статьи. Почему? Да потому, что в отличие от ласточек и ведущих, игроки команд имеют важный мотив — если другие будут хуже играть, им будет легче победить. Данный аспект добавляет этой теме особую пикантность.

Несмотря на это, я не буду писать на тему — «как легальными и нелегальными методами помешать другим командам играть», а буду придерживаться темы «о некорректном поведении во время игр».

Какой бы ни был способ воздействия, любой из них сводится к тому, чтобы отвлечь внимание противника, переключить его на что-либо, не относящееся к вопросам игры, при этом сохранив своё внимание на содержании вопросов.

Я уже сказал, что эти методы могут быть легальными и нелегальными. Объясню, что я под этим подразумеваю. Всё очень просто — если действие не нарушает регламент или устав клуба, в котором происходит игра, и законодательство РФ, то каким бы оно ни было некорректным, мы назовем этот метод легальным. В противоположном случае будем метод называть нелегальным.

К примеру, в нашем калужском клубе существует пункт регламента о соблюдении тишины командами во время чтения вопросов и времени обсуждения. Было время, когда команды получали замечания от дежурной команды, и большое количество замечаний могло оказать влияние на турнирное положение нарушителей. Последние два года об этом забыли, что дает мне беспрецедентную возможность наблюдать некорректное поведение в нелегальной модификации в очень разнообразных вариациях.

Приведу очень интересный с моей точки зрения пример.

Существует традиция, по которой перед началом игры команды могут провести свои ритуалы. Иногда это жесты, иногда объятия, а иногда слова или даже крики. Наверное, развивая эту традицию, одна из команд стала выкрикивать своё название после каждого взятого вопроса. Сначала это воспринималось вполне комфортно и даже веселило. Но на третью игру это многих начало мягко раздражать. Некоторые раздражались молча, а некоторые начали нестройными голосами начали выкрикивать, кто во что горазд. Какофония получалась редкостная. Затем стало понятно, что никакие ответные реплики не заставят замолчать эту команду, и те, кого это доставало, стали молча терпеть этот стрессоген, стараясь меньше обращать на него внимание. Так продолжалось несколько лет. Затем команда (та, которая все время кричала) заявила об уходе из клуба, но не по причинам, что она всех достала своим криком, а по другим причинам. Каково было их удивление, когда зал откровенно радостно начал аплодировать их уходу. На самом деле в этой команде играли на редкость (по имиджу) отзывчивые и доброжелательные люди, и многим было жаль расставаться с ними, но это не уменьшало радости от того, что больше не надо слушать их давно надоевшие крики.

Никакой пункт устава эта команда не нарушала, кричали они в промежутке между вопросами, но это не помешало им достать некоторых, если не сказать многих. Всё было легально. Вполне возможно, им даже не сказали о том, что кому-то мешают их крики. Наверное, потому, что никому не хотелось говорить таким милым людям нелестные слова.

В отличие от легальных методов, которые редко влияют на результаты игры (но нередко портят удовольствие от неё), нелегальные могут оказать реальное влияние на результаты.

Принцип простой: крикнуть что-либо, что выбьет противников из колеи, заставит их думать не о вопросе. Для этого весьма подходит любой выкрик во время чтения вопроса типа «Ну», «Понятно», «Хорошо» и т.д. Главное в этом приеме — резкость звука и вычурность краткой реплики. Длинная реплика может помешать не только другим командам, но и своей собственной команде слушать вопрос. Кроме того, за длинную реплику с большей вероятностью можно получить замечание.

Но длинная реплика (относительно длинная, 3-7 слов) вполне подходит для атаки команд во время обсуждения. Что характерно, наилучшими для крикоатак с целью дестабилизировать игру других команд являются первые 15 секунд обсуждения. Дальше эффективность снижается. Это из-за того, что атака более эффективна, когда обсуждение у других команд еще не сложилось. Когда поиск ответа как процесс стабилизировался, его уже сложней сломать. Такая атака должна быть не слишком длинной по количеству слов, чтобы мозги оппонентов не успели отключиться от тирады, а отвлекающий смысл сумел захватить их мысли хотя бы на несколько секунд.

Я отдаю себе отчёт, что эту статью могут прочитать те люди, которые подобного рода поведением отравляют наслаждение игрой другим. Я смею надеяться, что осознание того, что они творят, поможет им стать более корректными в своем поведении. Но я не вижу ничего страшного в том, что некоторые из них сделают мне одолжение и позволят насладится процессом изучения их поведения.

 

Мне хотелось бы придумать термин для тех, кто злоупотребляет некорректным поведением во время игр ЧГК. «ЧГК-хулиганы» — не звучит, «ЧГК-гопники» — по моему, лучше. Мне интересно ваше мнение по этому вопросу и вообще по поводу статьи.

На самом деле я готов продолжить эту тему и написать статью на тему «ЧГК-гопники и как от них защититься», но это, наверное, ещё рано.

Приглашаю всех высказать своё мнение по поводу этой темы в нашем ЖЖ. Надеюсь, что получится интересный диалог.


«Магазин на чём сидеть» предлагает широкий выбор мебели для дома и офиса. Здесь вы можете купить качественную и комфортную мягкую мебель, удобные компьютерные столы и кресла, офисные кресла и стулья, а также заказать профессиональную мебель для гостиниц, ресторанов, кафе и баров.