Добавить в избранное   Сделать стартовой страницей
Сова — логотип команды «АГА»

Конкурс вопросов «Что? Где? Когда?»
4 тур

Итоги 4 тура

Вернуться на страницу конкурса

Вопросы, присылаемые на 4 тур, должны быть написаны по одному или нескольким из нижеприведённых источников. Присылайте вопросы по адресу konkurs2007@agakaluga.by.ru до 21:00 29 мая.

Напоминаем, что вопросы будут оцениваться по 10-балльной шкале по следующим критериям:

  • Красота — вопрос, на который приятно играть.
  • Оригинальность — вопрос не похож на другие присланные вопросы.
  • Чистота информации — использованы только те источники, которые есть в задании. Использование других источников допустимо, но снижает оценку.

Чёрная пятница

«Чёрная пятница» — это не название фильма ужасов или триллера. Так называется день, когда в США стартует сезон приобретения рождественских подарков. Традиционно он начинается на следующий день после Дня благодарения, то есть в пятницу. А сам День благодарения отмечается каждый четвертый четверг ноября.

Чёрная пятница является одним из лучших дней для продавцов по всей Америке. Чёрной её называют по цвету чернил, которыми традиционно записываются прибыли. При записи убытков используется красный цвет. Впрочем, некоторые крупные компании, занимающиеся розничной торговлей, пытаются переименовать Чёрную пятницу в Зёленую пятницу, чтобы убрать негативные ассоциации, связанные со словом «чёрный».

http://www.newsru.com/world/25nov2006/dfrtg.html

http://www.lenta.ru/news/2005/11/25/friday


Ещё две недели назад я взялся бы за перо, чтобы написать о юморе с уверенностью всеми признанного авторитета.

Но увы! Это золотое время прошло. У меня уже не та репутация. По совести говоря, я полностью разоблачён. Некий английский рецензент, помещающий свои статьи в весьма солидном журнале, одного названия которого вполне достаточно, чтобы снять любые возражения, написал обо мне примерно следующее: «Что такое, в конце концов, юмор профессора Ликока, как не ловко составленная смесь гиперболы и литотеса?».

Он совершенно прав. Не понимаю только, как ему удалось разнюхать мои производственные секреты. Но я охотно признаю — поскольку тайна уже раскрыта, — он докопался до истины: изготовляя что-нибудь юмористическое, я, как правило, спускаюсь к себе в погреб и смещиваю полгаллона литотеса с пинтой гиперболы. Если по ходу дела желательно придать моему новому произведению беллетристическое звучание, я обычно прибавляю ещё полпинты катарсиса. Как видите, нет ничего проще.

Стивен Ликок. Юмор, как я его понимаю. // Юмористические рассказы.— Государственное издательство художественной литературы, 1962.— стр.196-197


Нотная грамота

Знаете ли вы, как записывали ноты средневековые музыканты? Специальные значки указывали движение мелодии. Они назывались невмами. Сходные системы нотной записи существовали в древних культурах Египта, Индии, Палестины, Сирии, Персии, Армении. На Руси в церковной музыке вплоть до 18 века использовались так называемые крюки, или знамёна, произошедшие от ранневизантийского нотного письма. «Крюков» было более семидесяти. Ими обозначалась интонация или короткий мотив, но точная высота и длительность отдельных звуков не указывалась. В Древней Руси существовали певческие азбуки, в которых был дан перечень музыкальных знаков с изображением их начертания. Это были видоизмененные византийские невмы, которые получили новые, русские, названия: «рог», «палка», «скамеица», «стрела громкая», «стрела тихая». Название небольшого мотива покажется нам сейчас даже забавным. К примеру, «статья светлая с сорочьей ножкой и зевком».

Неудивительно, что в конце концов нашелся человек, разрешивший разом множество проблем музыкальной записи. Имя этого человека Гвидо д`Ареццо. Был он монахом бенедиктинского монастыря в итальянском городе Ареццо, музыкантом и учителем хорового пения. Ко всему прочему руководил детским церковным хором. Представьте себе, как он мучился, пытаясь вложить в юные головы разные музыкальные премудрости! Изрядно устав, наш герой начал думать, что же ему делать, и придумал четыре линейки, на которых можно было записывать звуки мелодии. Да, первоначально это были только четыре линейки, а не пять. Были они разноцветными: черная, красная, еще одна черная и желтая. И только в 14 веке к ним добавилась пятая. При такой записи разным по высоте звукам наконец-то было отведено строго определенное место. Почти всем мучениям пришел конец. Осталось только добавить некоторые специальные значки, обозначающие длительности, то есть долготу нот, и мы имеем нотную запись, практически не отличающуюся от той, которой пользуемся и доныне. Он же, Гвидо д`Ареццо, придумал и названия нот. Он слегка изменил мелодию и слова известного гимна в честь святого Иоанна, так чтобы каждая строчка гимна начиналась на ступень выше предыдущей. Первый слог каждой строчки и стал названием ноты. Разумеется, гимн был сложен на латыни. Кстати, первая нота сначала называлась «ут», а не «до». Но «ут» было слишком неудобно петь, и его заменили на более звонкое «до». А нота «си» появилась позже остальных. Ее название связано с той же молитвой святому Иоанну, который, заметим, считался покровителем певцов и музыкантов. И составлено это название из его инициалов «с» — святой, «и» — Иоанн.

http://www.rsnradio.ru/rub.asp?nid=4058&rid=2551&rtype=2378


И всё же почему журналу дали это название?

О том, как оно родилось, наиболее достоверные объяснения дают очевидцы, то есть старые крокодильцы. Впрочем, объяснения эти, как и во всех случаях, когда имеешь дело с очевидцами, очень разноречивы. Вот одно из них...

— Да!.. Произошло это вот каким образом... Мы уже подобрали сотрудников, приготовили фельетоны, рассказы, рисунки, а названия журнала всё не было. Перебрали сотни вариантов, но всё было не то: плоско, вяло, неостроумно. Спорили мы до хрипоты, нещадно курили — всё безрезультатно.

Далее очевидец рисует такую картину. В комнату вошёл редакционный сторож, которому порядочно надоели засидевшиеся сотрудники журнала. — Опять намусорили, опять накурили, — проворчал сторож. — Эх вы, крокодилы!

Вот тогда-то кто-то произнес непременное в этих случаях слово «Эврика!», и название журнала было найдено.

Это одна из версий. Есть и другие. Но, как бы то ни было, обитатель тёплых рек и озер Африки и Южной Америки великолепно акклиматизировался в наших довольно суровых природных условиях. И не только акклиматизировался, но и необычайно вырос: тираж журнала сейчас около 6 миллионов экземпляров.

А название... Что ж, не зря основатели журнала так долго ломали головы, придумывая его. Им хотелось, чтобы грозное сатирическое издание наводило страх уже одним своим видом. И, кажется, они добились этой цели...

Мануил Семёнов. Над чем смеёмся? (О «Крокодиле» и не только о нём) // В сатирическом строю.— М.: Правда, 1974.— стр. 240-241


Крепкое пиво «Нокаут»

Текст на этикетке:

Пётр I в 17 веке, прибыв в Англию с русскими гренадерами, решил испытать их в поединке с англичанами. Для наших воинов это испытание стало делом чести. Чтобы одолеть русских воинов, англичане потчевали их крепким британским пивом, а своих — обычным. Но наши гренадеры не подвели и отправили хвалёных английских бойцов в нокаут. "Knockout" в переводе означает "выбить, победить".

Пиво производства ОАО «ПО КВ - Солодовпиво», г.Казань.


Чингиз и «Электроник»

Помните, в фильме «Приключения Электроника» главные роли исполняли два мальчика-близнеца двенадцати лет и собака. В жизни собаку звали Чингиз. Он был не только отлично отдрессирован своей хозяйкой, но и отличался немалой сообразительностью от природы, обладал большим чувством ответственности, а это наблюдается далеко не у каждой собаки. Пёс был бойкий, лохматый и очень весёлый. В начале съёмок во время пребывания в Вильнюсе у меня кроме Чингиза и моего овчара Янко временно жил ещё месячный щенок эрдельтерьера Ермак. Чингиз показывал щенку, как нужно вести себя в разных житейских ситуациях, учил разным собачьим премудростям.

Сначала я приписывала себе лавры дрессуры, но вскоре обнаружила, что все дело в самом Чингизе. Малыш вел себя удивительно смирно, во время уборки сидел на месте, не таскал швабру или тряпку, не шлёпал по мокрому полу, как все щенки на свете, не кусал за ногу, даже если очень хотелось.

Часть съёмок происходила в павильоне, где художники построили высокую стену. Внизу было колесо, которое медленно вращалось вручную. Чингизу нужно было забраться по крутой лесенке на верхнюю доску, где стоял Электроник, отпрыгнуть вправо боковым прыжком, перебраться на противоположный конец доски, сесть и начать лаять.

Всё это снималось комбинаторами на фоне светящейся красной стены, зажигалась стена постепенно — четырьмя выключателями. Всё пугало Чингиза: и очень громкий и резкий щелчок, и неустойчивое положение на доске. Он понял, что ему надо делать, и отлично работал, но было видно, что пёс при этом замирает от ужаса. На каждом дубле, дрожа всем телом, он как будто считал про себя, потому что после четвёртого щелчка выключателя устремлялся бегом по лесенке наверх. Весь сжавшись, перепрыгивал на доску, преодолевал её и усаживался на краю. Тогда я внизу командовала: «Голос! Голос!». Бедный пес сначала открывал пасть, не издавая ни звука, но затем, уже несколько придя в себя, тявкал всё громче.

В кадре, где Чингиз мчался за мотоциклом, он стёр себе лапы в кровь, но каждый раз во время дубля бежал с прежним усердием, забывая о боли.

Самое же удивительное — как он разобрался, что нельзя при задержании кусать по-настоящему актера Николая Караченцова, игравшего роль бандита Урри.

Караченцов приехал прямо на съёмку, на знакомство времени не было. Мы присели на корточки, и, обняв актера, я стала убеждать пса, что Коля свой, хороший и кусать его ни в коем случае нельзя. У меня создалось впечатление, что Чингиз всё понял. Стояла ночь. Темно, а в темноте все собаки особенно насторожены.

К тому же пёс, услышав команду «мотор», пришёл в страшное возбуждение и стал рваться вперёд. В группе все очень волновались за артиста, администрация требовала от меня гарантий, что собака не будет кусаться. Когда Караченцов покатился с откоса, я, трепеща, выпустила дрожавшего от возбуждения пса со словами «Не кусай Колю!». Грозный рык и два катящихся тела... У меня упало сердце — неужели грызёт в самом деле?!

Но вот выключили камеру, оба встали; Чингиз подбежал ко мне, виляя хвостом, как бы спрашивая: «Ну что, довольна?». А Караченцов сказал: «Товарищи, можно снять ещё дубль, Чингиз замечательный актёр, с таким партнёром приятно иметь дело».

Лидия Острецова. Собачье счастье. // Хочу всё знать: Научно-художественный сборник.— Л.: Детская литература, 1990.— стр.318-319


Трудовой кодекс Российской Федерации

Статья 239. Обстоятельства исключающие материальную ответственность работника

Материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнением работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.


Правила поведения в дикой природе
Национальный парк «Йосимити», США

В настоящее время, правилами запрещается находиться ночью на скалах. Если вам необходимо все-таки организовать стоянку на вершине скалы, вы должны следовать следующим правилам:

1. Не оставлять мусор, ничего не сбрасывать со скалы, не создавать запасы.
2. Если вы что-то подняли наверх — спустите это вниз.
3. Если вам необходимо разжечь костер, используйте готовые костровища.
4. Не создавайте искусственные заслоны от ветра.
5. Не стройте никаких искусственных площадок, ступенек и других, облегчающих жизнь приспособлений.

Хафдом: разрешается разбивать лагерь у подножия, но при этом необходимо руководствоваться правилами. Их можно получить в Вилдернес Центре, рядом с почтовым отделением в городке Йосимите. Лучший способ получить эти правила — придти туда рано утром, за день до восхождения. Разбивать лагерь на вершине горы Хафдом запрещено.

Комментарии к правилам

1. Боритесь с мусором.
2. Не бросайте ничего со скал (даже если вы собираетесь это позже подобрать).
3. Не оставляйте еду или воду на вершине или на выступах для других.
4. Подавайте хороший пример, поднимая тот мусор, который вам попадается, включая остатки скотча и окурки.
5. Не оставляйте вывешенных веревок на подходах и спусках.
6. Если сотрудники парка найдут вывешенную веревку, они ее снимут, так как она будет считаться бесхозной.
7. Не прокладывайте новых троп, используйте имеющиеся.
8. Вниз двигайтесь не спеша, чтобы не вызвать оползней.
9. Не вытаптывайте растения где бы то ни было.
10. Если вам нужно разжечь костер на незапланированной стоянке, используйте готовые костровища.
11. Запрещена организация новых костровищ и строительство ветрозащитных стен.
12. Перед уходом убедитесь, что костер полностью погашен.
13. Во время спуска не оставляйте вбитые крючья. Вы можете оставить только незаметные крюки.
14. Перед первым восхождением думайте о последствиях. Используйте уже готовые маршруты, чтобы не нарушить ландшафт на подверженных этому участках. Не уничтожайте растения, растущие на склонах, — это запрещено.
15. Использование дрелей запрещено.

По материалам Yosemite National Park: http://www.nps.gov/yose/wilderness/climbing.htm


Символы, используемые на ярлычках одежды, и их значение

Символы на ярлычках одежды

MEN'S HEALTH, апрель 2003,- стр.36


Итоги 4 тура

Вернуться на страницу конкурса