Добавить в избранное   Сделать стартовой страницей
Сова — логотип команды «АГА»
Конкурс вопросов «Что? Где? Когда?»

Как провести турнир
по игре «Что? Где? Когда?»

С.А.Чериканов

Что для этого нужно?

А. Совершенно необходимые вещи

1. Участники

Прежде чем начинать игру, убедитесь, что есть желающие играть. Они должны быть предварительно разбиты на команды, не более чем по 6 человек в каждой. В команде должен быть капитан. Формировать команды и выбирать капитана игроки могут самостоятельно, или с помощью организаторов.

2. Помещение

Для проведения турнира подходящим помещением может служить поточная аудитория, актовый или зрительный зал, спортзал, достаточно просторный холл и т. п. Проведение игры одновременно в нескольких помещениях нежелательно.

Помещение должно быть достаточно просторным, так, чтобы расстояние между командами составляло не менее метра. Таким образом, помещение должно вмещать при полной загрузке в 2–3 раза большее число людей, чем число играющих. Например, на 60 игроков (10 команд) достаточно зала на 120–180 мест.

3. Мебель

Необходимо обеспечить членов жюри столами и стульями, игроков – хотя бы стульями. Наличие столов для игроков, в общем, необязательно.

4. Бланки для ответов

Необходимо заранее подготовить бланки для ответов – прямоугольные карточки длиной в 6–8 см и шириной в 4–6 см. На бланках должны быть чётко обозначены места для проставления номера команды (как правило, в левом верхнем углу) и номера вопроса (в правом верхнем).

Бланк вопроса

Организаторы должны выдать каждой из команд набор бланков, число которых должно быть больше, чем будет задано вопросов (запас на случай порчи бланков). Желательно также, чтобы у организаторов в резерве были несколько запасных наборов.

Номера команд и вопросов лучше не проставлять заранее, предоставив сделать это самим командам-участницам (в этом случае бланки нужно раздать до начала игры, так, чтобы у команд было время пронумеровать их).

5. Ведущий

Главное действующее лицо на турнире. Это должен быть человек с громким голосом, хорошей, ясной дикцией, богатым словарным запасом (чтобы не «спотыкался» на незнакомых словах, читая вопросы)

Ведущий должен читать вопросы достаточно медленно, «с расстановкой», но не диктовать, а именно читать.

6. Вопросы.

Вопросы для турнира должны быть подготовлены заранее, отпечатаны минимум в двух экземплярах, достаточно крупным шрифтом. Вопросы должны быть переданы ведущему и членам жюри не позднее чем за 15 минут до начала игры, чтобы те успели их прочитать (желательно, не один раз)

7. Жюри

Жюри осуществляет проверку сданных карточек с ответами, определяет, какие команды ответили неверно, какие – правильно, фиксирует результаты и хранит карточки с ответами. Если играют не более 20 команд, то в жюри достаточно четырех человек. Первый просматривает поданные карточки, отбирает правильные ответы и передает их второму, который заносит номера правильно ответивших команд в протокол турнира. Третий член жюри раскладывает отработанные карточки по командам. Четвертый осуществляет контроль времени. Если команд больше, то число членов жюри должно увеличиваться до 6 и более. При этом количество отпечатанных экземпляров вопросов должно также должно увеличиваться, чтобы каждый из членов жюри, просматривающих карточки, имел свой экземпляр вопросов.

Один из членов жюри назначается председателем. Председатель руководит работой членов жюри, распределяет между ними обязанности, подтверждает своей подписью протокол регистрации команд и протокол турнира, проводит инструктаж капитанов. В случае равного распределения голосов членов жюри при решении спорных вопросов, председатель имеет право решающего голоса.

Жюри должно собраться заранее (за час–полтора до начала) и подробно обговорить (или даже отрепетировать) свои действия.

8. Часы с секундной стрелкой или с таймером-секундомером, спортивный секундомер (желательно не менее двух) для контроля времени обсуждения вопросов.

9. Бланки для заявок команд (по предполагаемому количеству команд плюс резерв), протокола регистрации команд и протокола турнира, оформленные в соответствии с приложениями

Б. Вещи желательные

1. Ассистенты жюри

Предмет роскоши, при большом количестве играющих команд превращающийся в необходимость. Их функция – сбор у команд карточек с ответами. Их наличие позволяет избежать «столпотворения» перед столом жюри, экономит время, делает турнир более организованным и эстетически привлекательным.

Один ассистент должен находиться непосредственно перед столом жюри, собирая карточки у своих коллег (при наличии таковых) или у капитанов команд. Остальные рассредотачиваются по залу, их число определяется из расчета 1 ассистент на 4–5 команд. При этом они должны заранее поделить зал на «зоны ответственности», чтобы каждый из них обслуживал закрепленные за ним команды.

2. Призы победителям.

Без комментариев

3. Микрофон

Также роскошь, иногда очень полезная. Если играет не более 10 команд, можно прекрасно обойтись без микрофона, иначе – все зависит от мощи голоса ведущего.

Как это происходит?

А. Перед игрой

1. Прибытие организаторов

Организаторы (жюри, ассистенты, ведущий и др.) должны прибыть достаточно рано, чтобы успеть:

  • подготовить помещение (расставить мебель, наметить места для команд, жюри и ведущего, опробовать микрофон и т. п.);
  • обговорить (отрепетировать) действия членов жюри и ассистентов;
  • отпечатать, размножить и разрезать необходимые бланки и текст вопросов
  • подготовить место для регистрации команд
  • провести регистрацию и рассадку команд, инструктаж капитанов

Естественно, часть этих операций может быть проделана накануне.

2. Регистрация команд

Команды регистрируются регистраторами - специально назначенными лицами (например, членами жюри) по мере прибытия.

В каждой команде должно быть не больше шести игроков (меньшее число допускается). Запасных игроков быть не должно, замены по ходу турнира не разрешаются.

Нежелательно участие команд, в которых три или меньше игрока. Таким командам следует предлагать объединяться для формирования полноценных команд.

При регистрации команда заполняет специальную заявку (см. приложение 1). После этого регистратор присваивает команде номер, вносит данные о ней в протокол регистрации команд (см. приложение 2) и выдает команде набор бланков для ответов.

3. Присваивание команде номера.

При регисрации каждая команда должна получить свой собственный, уникальный регистрационный номер. Этот номер должен соответствовать тому порядковому номеру, под которым команда внесена в протокол регистрации.

Чтобы избежать дублирования номеров желательно, чтобы все записи в протокол регистрации осуществлял только один регистратор. Его помощники могут выдавать командам бланки, проверять заполненные заявки и т. п.

Присвоенный команде регистрационный номер записывается в протокол регистрации, проставляется на заявке команды и сообщается ее капитану.

Под регистрационным номером команда фигурирует в протоколе турнира, этим же номером она будет отмечать свои карточки с ответами. Поэтому необходимо объяснить капитану, как важно для него не забыть и не перепутать этот номер.

4. Рассадка команд

Рассадка команд может происходить как произвольно, так и по заранее составленному плану. Важно чтобы при этом между командами (т.е. между спинами игроков) оставалось не менее метра свободного пространства.

Если предусмотрены ассистенты жюри, то необходимо проследить, чтобы все они могли свободно добраться до закрепленных за ними команд и до стола жюри. Если ассистентов нет, то капитаны команд должны иметь возможность добраться до стола жюри, не «прорываясь» через свою и чужие команды.

Рекомендуется заранее отметить места для рассадки команд.

5. Инструктаж капитанов

До начала игры председатель жюри должен собрать капитанов команд на инструктаж, где разъясняет им правила и порядок проведения игры (см. ниже). После этого капитаны возвращаются к своим командам и передают полученную информацию.

6. Торжественное открытие

Желательно, чтобы на открытии турнира присутствовал представитель администрации школы или (и) органов управления образованием, молодежной политики. Им и предоставляется торжественно открыть турнир.

Б. Игра

1. Ход игры

Игра происходит следующим образом:

1) ведущий объявляет номер очередного вопроса, после чего зачитывает сам вопрос;

2) сразу после этого член жюри, контролирующий время, объявляет «Время!» и начинает отсчет минуты обсуждения. В течение этой минуты команды могут вести обсуждение вопроса и выдвигать различные версии;

3) по прошествии 50 секунд (когда до конца минуты остается 10 секунд) член жюри, контролирующий время, объявляет «Десять секунд!»

В течение этих 10 секунд капитан команды должен выбрать одну из предложенных игроками версию в качестве ответа команды и записать этот ответ на карточку, номер которой соответствует номеру вопроса.

Если ни одной версии нет, в карточке ставится прочерк;

4) по прошествии минуты член жюри, контролирующий время, объявляет «Время!»

Сразу после этого команды должны прекратить обсуждение.

Если в игровом зале имеются ассистенты жюри, то по сигналу «Время!» капитаны команд должны поднять руку с карточкой ответа, которую забирают ассистенты.

Если ассистентов нет, капитаны по сигналу «Время!» должны встать и направиться к столу жюри для сдачи карточки с ответом.

В случае более чем пятисекундной задержки карточка с ответом не принимается, команда считается не ответившей на вопрос;

5) ассистенты жюри (капитаны команд) передают карточки с ответами на стол жюри;

6) после того, как сданы все карточки, ведущий зачитывает правильный ответ на вопрос, а затем переходит к следующему вопросу.

В это время жюри рассматривает сданные карточки.

2. Работа жюри

После того, как ассистенты или капитаны команд сдали все карточки с ответами на первый вопрос, жюри действует следующим образом:

1) один из членов жюри просматривает все карточки и откладывает те, в которых ответ правильный. Если у него есть сомнения, считать ли ответ правильным, или нет, он должен выяснить мнение других членов жюри. В этом случае решение принимается простым большинством голосов (с учетом права решающего голоса председателя);

2) карточки с неправильными ответами передаются члену жюри, который раскладывает их в соответствии с номерами команд. Карточки с правильными ответами передаются другому члену жюри, для внесения в протокол турнира;

3) член жюри, ведущий протокол игры проставляет в нем крестики в клетках, находящихся на пересечении строки с номером правильно ответившей команды и столбца с номером вопроса (см. приложение 3). Затем он передает карточки члену жюри, раскладывающему их в соответствии с номерами команд;

4) обработанные карточки раскладываются в стопки в соответствии с номерами команд (для каждой команды – отдельная стопка). Внутри каждой стопки карточки должны лежать по порядку номеров вопросов. При этом карточки с правильными и неправильными ответами укладываются вместе.

Все эти операции жюри должно проделать в течение того времени, пока идет чтение и обсуждение одного вопроса.

Вариант распределения обязанностей в жюри из 6 человек:

  • 2 человека делят поступившие карточки приблизительно пополам и отбирают правильные ответы каждый в своей доле
  • 1 человек ведет протокол
  • 2 человека раскладывают отработанные карточки
  • 1 человек контролирует время

Если жюри обнаруживает ошибку в нумерации команд или вопросов, то председатель должен приостановить игру после окончания очередного вопроса, и совместно с капитанами заинтересованных команд устранить ошибку. После этого игра возобновляется.

3. Порядок отыгрывания вопросов. Перерыв.

Вопросы читаются и отыгрываются по порядку их номеров. После отыгрывания половины вопросов может быть сделан перерыв до 15 минут.

В. Подведение итогов

После сдачи и обработки ответов на последний вопрос капитаны команд имеют право ознакомиться с протоколом турнира. При этом они могут подать апеддяцию на техническую ошибку жюри (ошибочное незасчитывание правильного ответа своей команды или ошибочное засчитывание неправильного ответа). Апелляция подается председателю жюри в устной форме и рассматривается с учетом карточки ответа на данный вопрос, извлекаемого из стопки данной команды. В случае признания апелляции справедливой, в протокол вносятся соответствующие изменеия.

Затем жюри подсчитывает число данных каждой командой правильных ответов отдельно на дополнительные и основные вопросы и определяет занятые командами места.

Места команд определяются по количеству правильных ответов на основные вопросы. В случае равенства этого покателя у нескольких команд, более высокое место занимает та из них, которая правильно ответила на большее число дополнительных вопросов.

После определения мест ведущий объявляет итоги турнира. Затем происходит поздравление и награждение победителей.

Приложение 1. Заявка команды

Приложение 2. Протокол регистрации команд

Приложение 3. Протокол турнира (пример заполнения)

 


Спонсоры конкурса:
 
СПАРК Страховая компания «РОСНО» Кадровое агентство «Карьера» Фетта-пицца
Мегафон